Почему польские синагоги построены в форме кубов с плоскими крышами, а с виду напоминают крепости.
Как связаны декоративные стенки и охрана труда времен Ренессанса и как хасидский мистицизм повлиял на внутреннее убранство синагог в Восточной Европе.
Что такое «польская синагога»?
Старая синагога в районе Кракова Казимеж, 1929, фото: National Digital Archive (NAC)
Первые синагоги в Польше появились в Средневековье, когда в XII веке здесь начали оседать все более многочисленные группы ашкеназских евреев. Старейшие молитвенные дома, сохранившиеся до наших дней, можно встретить в Нижней Силезии и в краковском районе Казимеж. Обычно это однонефные здания, построенные в стиле, максимально приближенном к синагогальной архитектуре Западной Европы. Так как же выглядит архетип польской синагоги?
В панорамах многонациональных и многоконфессиональных городов Речи Посполитой одной из доминант, помимо башен костелов, а на востоке — церковных куполов, стали огромные глыбы увенчанных аттиками синагог.
Неслучайно расцвет еврейской культуры и искусства в Польше пришелся на времена Первой Речи Посполитой, с середины XVI до середины XVII века. Именно тогда сформировался столь узнаваемый архитектурный стиль польских синагог. Внешние признаки этой характеристической формы — квадратная планировка, простой фасад без орнаментов, плоская крыша и аттик. Откуда взялись эти элементы? Почему именно они оказались каноном польской синагогальной архитектуры?
Итальянские аттики, польский ренессанс
Синагога в городе Любомль, 1930, фото: фонд Brama Grodzka — Teatr NN’ / © Институт искусства ПАН
Многие из этих архитектурных элементов связаны с конкретными событиями, а также с положением евреев в Восточной Европе. Отсутствие украшений и относительно небольшие размеры большинства польских синагог были вынужденными — такие требования предъявляли строителям местные власти или землевладельцы и католическая церковь.
Католики считали, что синагога не должна выделяться среди остальных городских строений или возвышаться над ними, а тем более над зданием местного костела. (Кроме того, синагога не могла быть построена слишком близко к церкви). Именно поэтому у большинства ранних синагог плоские крыши: иначе казалось бы, что здание слишком высокое.
А вот происхождение ренессансных аттиков более прозаично, чем можно было ожидать. Изначально их строили из соображений безопасности: в случае пожара ограждение по периметру крыши предотвращало распространение огня. Но их изысканные формы явно отсылают к архитектуре польского ренессанса и напоминают о том, что первые польские синагоги строили итальянцы.
Со временем именно эти элементы определили «классический» стиль польских синагог, хотя на самом деле синагоги в Польше были настолько разнообразны, что не поддавались классификации.
Синагога в Жолкве, 1904, фото: Национальная библиотека Polona
Еще одна отличительная черта ранних польских синагог — внешне они напоминали крепости. Некоторые из них действительно выполняли двойную функцию, будучи одновременно местом встреч религиозной общины и оборонительным сооружением. Как утверждает исследователь Х.А. Меек, в основном так строились синагоги в местах дислокации и передвижения войск, то есть на восточных границах Речи Посполитой, которые регулярно подвергались нашествиям татар и казаков.
В этих регионах не только синагоги, но и все остальные каменные строения считались оборонительными сооружениями. Их толстые стены с окнами, расположенными высоко над землей, помогали защищаться от врагов.
Иногда в разрешении на строительство указывалось, что в стенах синагоги должны быть бойницы, а в случае боев расходы на содержание гарнизона несла община. Так было с синагогой в Жешуве, построенной в 1627 году. Членов местной общины обязали поддерживать запасы аркебуз и боеприпасов. Те же правила распространялись на синагоги в таких городах как Луцк, Жолква, Сатанов, Тыкоцин и Пинск.
Пожалуй, самой известной из них была Большая синагога в Белзе, небольшом городке на территории сегодняшней Украины, который уже в начале ХIХ века был важным центром хасидизма. Синагогу построили в 1834-1843 годах по инициативе местного раввина и цадика Шолома Рокеаха. Она была стилизована под синагогу «Собески шуль» в Жолкве — с такими же карнизами с глухими нишами, пилястрами и «польскими» аттиками.
Во время Второй мировой войны Большую синагогу в Белзе уничтожили нацисты. В 1986 году в Иерусалиме началось строительство синагоги Белз — в память о разрушенной польской синагоге. Она была открыта в 2000 году и до сих пор остается одной из крупнейших в Израиле. Это уникальный образец польской синагогальной архитектуры за рубежом.
Бима в синагоге в г. Любомль, 1930, фото: Хенрик Поддембский / Brama Grodzka — Teatr NN / © Институт искусства ПАН
Что было внутри типичной «польской» синагоги? В центре нефа традиционно находилась бима — возвышение со столом для публичного чтения свитка Торы. Эта традиция восходит к сефардскому философу Маймониду (1135-1204), а правило размещения бимы в центре синагоги ввел в XVI веке краковский раввин Моше Иссерлес (ок. 1520-1572). Это оказало существенное влияние на архитектуру польских синагог XVI и XVII веков. Как отмечали Пехотеки, такое расположение бимы позволяло избежать сходства с костелами.
В первых польских синагогах отдельно стоящая бима была окружена балюстрадой с железными воротами и навесом: так было в Старых синагогах в Кракове и Пиньчуве, а также в несохранившейся синагоге Золотой розы во Львове. Довольно быстро появился новый элемент интерьеров польских синагог, который существенно их изменил.
Начиная со второй половины XVI века вокруг бимы стали возводить четыре колонны. Конструкция, которая изначально была призвана поддерживать крышу, впоследствии преобразовалась в «башенную биму». Одна из первых таких конструкций появилась в синагоге Махаршала в Люблине в 1567 году. Подобные бимы можно было встретить в синагогах Перемышля, Тарнова и Жешува.
Эволюция башенных бим в синагогах Восточной Европы связана с волной хасидского мистицизма XVII века, который сильно изменил иудаизм. Огромную роль в этом процессе сыграл «Зохар», основное произведение в корпусе каббалистической литературы. Согласно мистической интерпретации, освещенная башенная бима была источником, из которого исходили священные слова Творца.
Ученый Томаш Хубка отмечает, что подобным образом в каббалистической литературе описывались небесные дворцы Бога. Часто встречались образы нефа с колонной посередине, которая служила «каналом связи» для восходящих и нисходящих душ и молитв.
В XVII веке в архитектуре польских синагог произошло революционное преобразование внутреннего пространства. Появился так называемый план девяти полей — четыре колонны посреди синагоги делили помещение на девять частей. Благодаря четырем дополнительным колоннам новые синагоги становились существенно больше. Крупнейшие из них были построены в Жешуве (Новомейская синагога), Ланьцуте, Пинске и Львове (Подмейская синагога). Последние две были разрушены во время войны.
Барочный алтарь в синагоге
Синагога в Друе, 1936, Арон а-кодеш, 1929, фото: Национальная библиотека Polona / Ян Булгак / commons.wikimedia.org
Еще одним типичным элементом «классического» интерьера синагоги был, конечно же, Арон а-кодеш, священный ковчег. Это было хранилище свитков Торы, обращенное в сторону Иерусалима, символическая замена Ковчега Завета. В польских синагогах ковчег зачастую был выполнен в виде портала с резной рамой. Этот поначалу скромный элемент декора (например, ренессансный портал с треугольным тимпаном в синагоге Золотой Розы) со временем стал приобретать все более сложные формы.
Начиная с XVII века священный ковчег становился больше с каждой новой синагогой, а его форма и орнаменты — все более изысканными. Нередко такие ковчеги напоминали многоэтажные конструкции, с XVII века их делали уже в основном из дерева. По мнению исследователей, этот элемент внутреннего убранства синагог развивался под влиянием барочных алтарей в костелах.
Синагога в Слониме, 2016, фото: wikipedia.org
Влияние храмовой архитектуры в стиле барокко сказалось и на внешнем облике синагог. После реконструкций XVIII века некоторые синагоги стали напоминать барочные костелы. По мнению исследователей, архитектура барокко повлияла также на осевое расположение зданий и симметрию относительно оси восток-запад. В результате этих изменений западные фасады синагог стали более монументальны и одновременно более изящны.
Именно так была перестроена Большая синагога в Слониме (сегодняшняя Беларусь). После реконструкции XVIII века ее фронтон и крыша стали напоминать фасад трехнефового костела.
Деревянные синагоги
Синагога в Заблудуве, 1918-1939, фото: www.audiovis.nac.gov.pl (NAC)
Чтобы понять широту и стиль польской синагогальной архитектуры, стоит вспомнить о значении деревянных синагог. Они известны сложной столярной техникой, применявшейся при строительстве, и красивыми полихромными интерьерами. На территории Первой Речи Посполитой деревянные синагоги встречались не реже, а порой даже чаще, чем каменные.
К сожалению, из-за недолговечности материала, частых пожаров и военных действий ни одна польская деревянная синагога не сохранилась до наших дней. К началу ХХ века оставались лишь три такие синагоги: в Заблудове, Ходорове и Гвоздеце. Несмотря на это, польские деревянные синагоги удивительным образом оказали значительное влияние на синагогальную архитектуру, особенно в США.
Архитектура деревянных синагог была естественным образом связана с материалами. из которых они строились. Дерево позволяло добиться большего изящества, и прежде всего это касалось сводчатых потолков — из кирпича или камня выполнить их гораздо сложнее. Исследователь Яан Захватович писал, что архитектурный стиль польских деревянных синагог «был весьма оригинален с точки зрения формы и структуры и позволял находить смелые пространственные решения».