Примечательные факты из истории Польши, которые помогают понять, в чем заключается ее уникальность и неповторимость.
1. Восточная страна, ставшая западной, или крещение Польши
В 966 году князь западнославянского племени полян Мешко принял христианство. Об обстоятельствах этого события известно довольно мало, тем не менее принятие христианства западного образца имело далеко идущие последствия.
Во-первых, поляне и их государство выжили. Сегодня это утверждение может показаться банальным, но достаточно вспомнить судьбу других славянских племен, не принявших новую религию: со временем они либо были уничтожены, либо ассимилировались. Христианская Польша тоже упорно боролась с языческими традициями.
А во-вторых – и это, пожалуй, самое важное, – решение Мешко креститься по западному образцу (при посредничестве чехов) ввело Польшу в орбиту западной латинской цивилизации, которая развивалась обособленно после раскола христианской церкви на римско-католическую и православную в 1054 году (т. н. Великий раскол или Великая схизма).
Для Польши это означало не только принятие римского права, латинского алфавита и традиций каменного зодчества, но и участие в западном политическом сообществе, усвоение определенных моделей политического устройства и статус равной и уважаемой части этого мира.
Именно крещение считается символической датой основания польского государства. И в этом Польша поистине уникальна.
2. Страна, которая случайно зазвала к себе врага
Принятие христианства не означало мирного сосуществования с другими христианскими странами. Одним из крупнейших средневековых военных конфликтов в этой части Европы стало столкновение между Польшей и Государством Тевтонского ордена.
Тевтонский орден изначально возник как военное монашеское братство для борьбы с мусульманами на Ближнем Востоке, однако после крестового похода против прусских язычников в 1230-е годы орден добился сильнейшего влияния во всей Восточной Европе. Роковым оказалось решение польского князя Конрада Мазовецкого пригласить крестоносцев помочь ему обратить в христианство некоторые особенно заядлые языческие племена. Знай он последствия, подумал бы дважды.
При поддержке Священной Римской империи рыцари заняли обширные территории современной Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, создав независимое монашеское Государство Тевтонского ордена. Это был образец страны, сформировавшейся в результате внешней колониальной экспансии с единственной целью – «нести цивилизацию».
В XIV веке Польша образовала союзное государство с Литвой, начала войну с тевтонскими рыцарями и окончательно разгромила орден в битве под Грюнвальдом (Танненбергом). Правда, победа не привела к полному исчезновению угрозы. В 1525 году Орденское государство трансформировалось в светское герцогство Пруссия, а несколько позже слилось с польским заклятым врагом курфюршеством Бранденбург-Пруссия, чтобы в будущем сыграть важнейшую роль в разделах Речи Посполитой (см. пункт 8…).
3. Первый плавильный котел культур в Европе
Современная Польша – это практически моноэтническая и преимущественно католическая страна, но когда-то она была настоящим плавильным котлом культур, ведь на польских землях проживали поляки, украинцы, белорусы, литовцы, евреи, татары, армяне и немцы.
Речь Посполитая (1569–1795) была одним из первых федеративных государств в раннемодерной Европе. Страна – одна из немногих – проводила политику религиозной и этнической терпимости в отношении различных народов и вероисповеданий. Благодаря этому уже в конце XV века в Польшу устремились евреи, бежавшие от преследований в странах Западной Европы. За короткое время Речь Посполитая превратилась в место проживания крупнейшей еврейской общины и родину идишской цивилизации евреев ашкенази.
В годы Реформации в толерантной Польше нашли пристанище многочисленные протестанты. Впоследствии здесь возникли собственные протестантские религиозные движения, например т. н. Польские братья. Польские братья отрицали социальные привилегии и отказывались служить в армии, став одним из первых пацифистских движений в истории и повлияв на таких философов более позднего времени, как Джон Локк.
4. Европейская страна с историческим мусульманским меньшинством
На протяжении многих веков Польша была единственной европейской страной с собственным мусульманским населением, появившимся не в результате военных завоеваний (как, например, на Балканах). Польские, или, как их еще называли, литовские татары осели в Польше уже в XIV столетии.
Польские мусульмане довольно скоро забыли язык предков и перешли на доминирующий язык (польский или белорусский), но по-прежнему придерживались мусульманской религии, создав весьма необычную разновидность ислама (его иногда называют польским исламом). Одно из самых ярких и удивительных свидетельств подобного культурного симбиоза – религиозные книги польских татар: как правило, это переводы с арабского или турецкого, написанные по-польски или по-белорусски арабскими буквами!
Татары сыграли важную роль в истории польско-литовского государства. Они внесли значительный вклад в ключевые военные победы – начиная с Грюнвальдской битвы и заканчивая Второй мировой войной. А вот о вкладе татар в польскую культуру знают далеко не все: у одного из самых известных польских писателей, Генрика Сенкевича, были татарские корни.
5. Связующее звено между Востоком и Западом, или почему польская знать одевалась как турецкая
Веками Польша служила мостом между Востоком и Западом, хотя при этом в ее отношении нередко употребляли термин antemurale, подчеркивающий роль страны в качестве оплота христианства. Контакты с восточными народами, прежде всего турками и крымскими татарами, не ограничивались войнами. Между Польшей и Востоком существовал настоящий культурный обмен, затрагивавший такие сферы, как торговля, религия, кухня и мода.
Что касается последней, то восточное влияние явно прослеживалось в традиционном «сарматском» наряде польской знати. Он состоял из кунтуша, жупана, т. н. слуцкого пояса, а также турецкой шашки. Добавим сюда особую стрижку, типичную для украинских казаков. По мнению жителей Запада, польская шляхта мало чем отличалась от своих восточных соседей.
6. Колониальная империя без заморских владений
У Польши никогда не было заморских колоний, и все-таки ее континентальная экспансия во многом напоминала колониальную. В XV–XVII веках путем государственных союзов и войн Польша постоянно расширяла свои территории, прежде всего в восточном направлении. В 1634 году Речь Посполитая достигла своего максимального размера (примерно 1 миллион квадратных километров) и стала настоящей империей, простирающейся от Балтийского моря до черноморских степей. Она включала в себя большую часть современной Украины, Беларуси, Литвы, а также Латвии и даже частично Эстонии.
В Украине, славившейся своими плодородными землями, польская экспансия приняла особенно жестокий характер. Польская колонизация Украины и господство польских элит обернулись порабощением миллионов крестьян, страдавших от панщины (барщины) – системы, во многом схожей с рабством. Как и в случае западноевропейской колонизации, польские элиты придумали идеологию, которая оправдывала столь жестокую эксплуатацию (т. н. сарматизм).
У многих поляков восточные регионы исторической Речи Посполитой (Кресы) по-прежнему вызывают ностальгические чувства. Однако действительность была не столь безоблачна, как полагают некоторые.
7. Страна с первой конституцией в Европе
В 1791 году Польша приняла государственный акт известный как Конституция 3 мая, которую ирландский государственный деятель Эдмунд Берк назвал «прекраснейшим из благ, когда-либо полученных какой-либо нацией». Конституция предполагала радикальные реформы политического устройства Речи Посполитой, но этого оказалось слишком мало. Да и было уже слишком поздно.
Тем не менее этот государственный акт стал второй в мире кодифицированной национальной конституцией (после конституции США 1789 года) и первой конституцией в Европе. Польский документ сохранял юридическую силу на протяжении девятнадцати месяцев. Всего пару лет спустя Польша была стерта с карты Европы.
8. Страна, которой нет
В результате беспрецедентных разделов (1772, 1792, 1795) Речь Посполитую – некогда могущественное европейское государство – поделили между собой соседние державы: Россия, Пруссия и Австрия. Польша исчезла с карты Европы на 123 года. Все это время польскими землями правили иностранные державы, часто подвергавшие польское население жестоким репрессиям.
Тем не менее в отличие от многих других стран, наций и племен, навсегда исчезнувших с лица земли, Польша сумела вернуться на политическую карту мира.
9. Нация в изгнании, или польская культура в эмиграции
С конца XVIII века в Польше участились случаи массовой эмиграции и депортации (в первую очередь в Сибирь). Это происходило после национальных восстаний, а также после эпохи разделов, в годы Второй мировой войны и коммунизма.
В XIX веке многие поляки, в том числе ведущие представители творческой интеллигенции, например, Адам Мицкевич и Фредерик Шопен, были вынуждены провести большую часть своей жизни за пределами Польши. Из-за этого образ утраченной родины терял связь с реальностью и обретал идеализированные черты. В те годы, когда Польши не было на карте, многие важнейшие произведения польской культуры создали поляки-эмигранты.
Главный национальный поэт Адам Мицкевич никогда не был ни в Варшаве, ни в Кракове, и вообще лишь несколько месяцев за всю свою жизнь провел на территории той Польши, которую мы сегодня видим на карте. Он покинул Польшу в возрасте двадцати с небольшим лет, жил в России, Франции и Италии, а скончался от холеры в Константинополе, столице Османской империи. Еще один выдающийся поэт эпохи романтизма, Циприан Камиль Норвид, провел за границей больше сорока лет, по сути большую часть своей жизни.
Чтобы понять, чем была бы польская культура без вклада эмигрантов, попробуйте представить ее без «Пана Тадеуша» и «Дзядов» Мицкевича, мазурок и сонат Шопена, почти всего Словацкого, почти всего Норвида, а ХХ век без «Цветов Польши» Тувима, «Космоса» и «Оперетки» Гомбровича.
10. Страна, ставшая сердцем Кровавых земель
В ХХ веке на территории современных Польши, Беларуси, Украины и стран Прибалтики разыгрывалась одна из величайших трагедий в мировой истории – череда страшнейших событий, включая геноциды, этнические чистки и войны, которые в итоге привели к Холокосту.
За тринадцать лет – с 1932 года, когда на Украине случился Великий голод, и по 1945, когда закончилась Вторая мировая война – погибли 14 миллионов человек, живших на этих территориях, что дало основание американскому историку Тимоти Снайдеру назвать их «Кровавыми землями».
Оказавшись в тисках двух тоталитарных режимов – гитлеровского и сталинского, население этих земель (прежде всего гражданское) попало в жернова сталинских репрессий: Голодомора (1932–1935), «польской операции» НКВД (1937), массовых расстрелов белорусской (Куропаты, 1937) и польской интеллигенции (1940). Жертвами военных операций, нацистских расправ и Холокоста стали обычные люди.
В ходе войны Польша потеряла 6 миллионов своих граждан (из них 3 миллиона евреев), то есть примерно 17 процентов довоенного населения страны.
11. Страна, которая сдвинулась с места
Несмотря на вклад Польши в победу во Второй мировой войне, она оказалась единственной из стран союзников, оказавшейся за железным занавесом. По условиям Потсдамской конференции границы Польши сдвинулись на 200 км к западу, таким образом в ее состав вошли территории Западной Померании и Нижней Силезии, которые не были частью Польши со Средних веков (а некоторые не были ею вовсе). Зато Польша потеряла свои восточные земли с такими городами, как Львов и Вильнюс. Общая территория страны уменьшилась примерно на 20 процентов по сравнению с довоенной.
В результате изменения границ и уничтожения значительной части населения страны в 1945 году Польша впервые стала практически моноэтническим государством, и в ней воцарился навязанный Советским Союзом тоталитарный коммунистический режим.
12. Страна, в которой незаметно произошла революция
Возможно ли, чтобы революция в стране прошла незамеченной? По мнению польского ученого Анджея Ледера, именно это произошло с Польшей в 1939–1956 годах, когда складывавшийся веками общественный уклад претерпел радикальные и необратимые изменения.
Во-первых, в результате уничтожения евреев в годы Холокоста образовалась экономическая и социальная ниша, которую заняла зарождающаяся польская буржуазия (раньше буржуазия состояла преимущественно из евреев). Увы, это часто сопровождалось захватом еврейского имущества, прежде всего недвижимости, а также бизнеса.
Затем новое коммунистическое правительство утвердило аграрную реформу (1944), которая эффективно расправилась с традиционным землевладением в стране, где столетиями землей владели прежде всего представители аристократии. Это означало полное уничтожение поместного дворянства как класса, лишение его имущества и привилегий.
Одновременно с этим шла активная агитация крестьян получать образование, начались процессы насильственной урбанизации и индустриализации страны. В теории все это делалось ради создания демократического общества всеобщего равенства, но на практике лицо польского социума изменилось до неузнаваемости.
При этом, как объясняет Ледер, в польском сознании революция прошла незамеченной. Во многом потому, что ее осуществили внешние силы, а именно нацистская Германия и навязанный извне коммунистический режим. По мнению Ледера, «невидимостью» революции и ее социальных последствий объясняется раскол польской современной идентичности.
13. Нация, победившая коммунизм
Хотя сегодня главным символом краха коммунизма в Восточной Европе считается падение берлинской стены в ноябре 1989 года, тем не менее конец коммунизму в этом регионе пришел несколькими месяцами ранее. В Польше.
Именно в Польше 4 июня 1989 года прошли первые полусвободные выборы. Это был итог длительных переговоров между «Солидарностью» и коммунистическим правительством, в результате которых лидеры «Солидарности» попали в парламент. Выборы стали возможны благодаря многочисленным акциям протеста – в частности, выступлениям рабочих в Познани в 1956 году, студенческим волнениям 1968 года, бунту в Радоме в 1976 году, и, наконец, движению «Солидарность», возникшему в 1980 и подавленному годом позже после введения военного положения.
Движение «Солидарность» – это ключевой элемент польской борьбы за свободу. То, что начиналось как независимое объединение профсоюзов, созданное на Гданьской судоверфи и возглавляемое Лехом Валенсой, выросло в одно из крупнейших массовых протестных движений в мировой истории. В 1982 году в разгар военного положения, когда объединение профсоюзов оказалось вне закона, движение насчитывало примерно десять миллионов членов.
Спустя четверть века «Солидарность» остается главным символом гордой и несгибаемой нации и уроком, который может нас многому научить и сегодня.